Чувство мэра // Конституционный суд защитил Ильсура Метшина
25 мая 2007 года

Ирек Муртазин обратился в КС еще в мае 2006 года, но его жалоба была рассмотрена почти год спустя. В своем заявлении господин Муртазин просил суд оценить, соответствует ли Конституции РТ решение Казгордумы от 17 марта 2006 года об избрании мэром Казани Ильсура Метшина. Заявитель указал, что закон РТ о формировании органов местного самоуправления (МСУ) во вновь образованных муниципальных образованиях и статья 33 устава Казани предоставляют Казгордуме право выбирать мэра из числа депутатов, но, как подчеркнул господин Муртазин, только один раз. По его мнению, депутаты реализовали это право 24 октября 2005 года, когда избрали мэром города Камиля Исхакова. В декабре 2005 года последний ушел в отставку в связи с назначением на новую должность (он стал полпредом президента РФ в Дальневосточном ФО). После сложения господином Исхаковым своих полномочий Казань перестала быть вновь образованным муниципальным образованием, считает заявитель, а значит новый мэр должен был выбираться по статье 35 устава города, то есть жителями Казани. Однако Ильсур Метшин вновь был избран из числа депутатов Казгордумы. Господин Муртазин усмотрел в этом нарушение 3-й, 45-й и 116-й статей Конституции РТ, которые провозглашают осуществление гражданами власти непосредственно через выборы и референдум либо через выборных представителей.

В то время, пока жалоба господина Муртазина ожидала рассмотрения в КС, он попытался организовать в Казани референдум по вопросу о всенародных выборах мэра. Созданная под его руководством в октябре 2006 года инициативная группа из 54 человек направила заявление в избирком Казани, который, в свою очередь, обратился в Казгордуму. Депутаты предложение господина Муртазина не поддержали, соответственно отказал ему и избирком. Этот отказ господин Муртазин оспорил в Вахитовском райсуде Казани, однако положительного решения не добился. Верховный суд РТ, куда Ирек Муртазин обратился с кассационной жалобой, оставил решение райсуда в силе. Тем не менее, как заявил вчера „Ъ“ господин Муртазин, он намерен судиться и дальше — в Верховном суде России.

На заседании КС 25 апреля бывший пресс-секретарь президента Татарстана пытался привлечь в качестве эксперта по делу своего прежнего непосредственного начальника — Минтимера Шаймиева. Свою просьбу господин Муртазин объяснил тем, что господин Шаймиев в августе 2003 года в интервью одной из казанских газет заявил: «Нас, скорее осенью 2004 года, будут ждать выборы (мэров городов и глав районов. — „Ъ“)». После демонстрации суду оригинала вырезанного из газеты интервью заявитель попросил приобщить его к делу. «Я просто присоединяюсь к Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, я целиком и полностью на стороне президента», — сказал он. Смутить этой «тяжелой артиллерией» представителей Казгордумы на суде господин Муртазин пытался не один раз. «Считаете ли вы Минтимера Шаймиева гарантом Конституции? Может ли он делать заявления, противоречащие ей?» — спрашивал он у оппонентов. Попытки апеллировать к президенту чуть не закончились для господина Муртазина выдворением из зала суда. Председатель КС Виктор Демидов отказал заявителю в ходатайстве и призвал господина Муртазина высказываться по существу вопроса.

«Уважаемый Ирек Минзакиевич хочет инициатором сегодняшнего слушания выставить президента, но давайте не будем передергивать факты», — высказался в свою очередь представитель государственно-правового управления президента Халиль Мухутдинов. Он пояснил, что федеральный закон об общих принципах организации МСУ, который закрепил две формы избрания главы муниципального образования, был принят позже интервью главы республики — в октябре 2003 года.

Представитель Казгордумы, сотрудник нормативно-правового управления Марина Сальникова, в свою очередь, отметила, что федеральное и республиканское законодательство предоставили регионам на выбор две формы избрания главы муниципального образования. В уставе Казани имеется статья 33, декларирующая избрание мэра из числа депутатов. Но действовать она будет только до избрания второго созыва Казгордумы, то есть до 2010 года. Затем вступит в силу статья 35 устава — об избрании мэра жителями города. В ответ на вывод заявителя, что после досрочного прекращения полномочий мэра Казань утратила статус вновь образованного муниципального образования, госпожа Сальникова сказала, что применение данного понятия не связано с временем пребывания на посту конкретной личности. «Решение гордумы не может быть расценено как ограничение конституционных прав граждан, — заключила госпожа Сальникова. — Любой житель Казани может избираться депутатом, а потом выдвинуть свою кандидатуру на мэра».

В итоге вчера КС РТ огласил решение по делу. Суд пришел к выводу, что избрание мэра Казани из числа депутатов в период первого созыва Казгордумы соответствует Конституции РТ. Нормы устава города, по мнению суда, согласуются с Европейской хартией местного самоуправления, а оспариваемые положения не ограничивают самостоятельность МСУ и право граждан на его осуществление, как и право избирать и быть избранными.

Ирина Бегимбетова, "Ъ - Волга-Урал"